Ноябрь 2016: мировой спрос на ATPL летчиков и оплата труда растут

Мы проанализировали свежие данные о вакансиях и зарплате гражданских летчиков за рубежом: в каких регионах больше всего спрос на летчиков, какие требования для командиров и вторых пилотов и какие вступительные условия для каждой из зарплатных категорий. Также мы узнали в каких авиакомпаниях самые минимальные требования для начала работы.

Регионы и авиакомпании

Азиатско-Тихоокеанский регион 34%. Безусловным фаворитом по привлечению коммерческих летчиков является Азиатско-Тихоокеанский регион. В этой части земного шара по количеству вакансий лидирует Китай (14% регионального рынка) с великим множеством небольших авиакомпаний с очень привлекательными бонусными программами и вполне стандартными требованиями. Направления полетов — в основном соседние с Китаем страны: Таиланд, Корея, Тайвань и большая сеть внутренних аэропортов. Вот перечень лишь некоторых авиакомпаний (некоторые из них постоянно декларируют новые направления, в том числе международные): Beijing, Chongqing, Fujian, Guangdong, Guangxi, Hainan, Jiangsu, Liaoning, Shaanxi, Shanghai, Sichuan, Tianjin, Xinjiang, Zhejiang. Основная сложность для иностранного пилота, как говорят, это привыкнуть к китайскому акценту.

Южная Корея по нашим расчетам находится на втором месте (12% регионального рынка); правда было бы правильнее сказать что у Korean Air дела идут достаточно неплохо: количество вакансий и разнообразие воздушных судов весьма впечатляет: весь модельный ряд Boeing — 737-787, Airbus 320-380. По большому счету вакансии в Южной Корее представлены в основном только Korean Air.

Вьетнам, Филиппины и Индонезия по всей видимости также испытывают бум авиа перевозок. Эти страны представлены парой десятков местных авиакомпаний, чей парк в основном составляет семейства ВС: A320 (Филиппины и Индонезия +ATR72). Вступительные требования немного жестче: от 1500 часов PIC, заработная плата до $13 000, плюс различные бонусы и «подъемные».

Казахстан в основном представлен авиакомпанией Air Astana, чей флот обладает воздушными судами A320, B757/767, E170/190. Всего на конец 2016 авиакомпания имеет 26 ВС, а в 2017 году получит 11 самолетов Airbus A320neo, в связи с чем и приглашает на работу пилотов указанных типов.

Вторым сложно воспринимаемым (по началу) акцентом является индийский. В Индии разговаривают на более чем 2 000 диалектах и автор этой статьи склонен предполагать, что сами индийцы достаточно часто уточняют друг у друга в радиоэфире о том — о сём. Свидетельством этому служат многочисленные истории европейских пилотов, особенно трудно которым приходится тогда, когда маршрут пролегает над Гималаями, где покрытие УКВ практически отсутствует да и  коротковолновая связь не очень хороша. На подступах к Нью-Дели жизнь, как говорится, налаживается.

Авиа парки индийских авиакомпаний представлены всеми семействами Airbus и Boeing также некоторыми региональными, например ATR. Требования к соискателям для магистральных самолетов немного выше среднего, для региональных самолетов — в среднем по рынку. Индийские авиакомпании также предлагают неплохие бонусы и «подъемные» однако очень не любят заранее декларировать предполагаемые размеры заработной платы.

Европа 35%. Европейский спрос на коммерческих пилотов равномерно распространен среди стран Евросоюза, и достаточно «консервативен». Из-за высокой концентрации воздушного движения требования EASA в части воздушной безопасности достаточно высоки. По этой причине например, знание английского языка для ATPL летчиков в европейских авиакомпаниях определено на уровне ICAO 5, к тому же Европейские авиакомпании склонны если не брать своих соотечественников, то воспитывать молодое поколение авиаторов из соседних европейских же стран.

В Европе, наравне с летными специальностями, достаточно стабилен и велик спрос на инженерно-технический персонал, также как и менеджерский состав. Большая (и, кстати сказать, удобная) сеть сервисных предприятий обслуживает не только европейские но и американские и азиатские авиакомпании. Некоторые европейские сервисные центры также аккредитованы FAA на регламентное обслуживание давно сошедших с конвейера и прекративших свое существование американских брендов ВС.

Европейские авиакомпании, наиболее активно ожидающие пополнения своих рядов: TUI (Бельгия, различные типы), WIZZ Air (Венгрия), Aer Lingus (Ирландия, A320), Norwegian (B737, B787), Flybe (Объединенное Королевство, Bombardier Dash 8 Q400).

Африка: Международные авиалинии Африки существуют, но в отличии от миссионерских и региональных авиа организаций, спрос иностранных летчиков не слишком велик. Те немногие страны, кто принимает иностранных летчиков и типы ВС: Руанда, Кения, Маврикий и Эфиопия — B737, B777, B757, B757, A319/320, A330, EMB120, CRJ, Dash-8, Bae-146. Возможно предположить что ЮАР имеет неплохое авиа сообщение с остальным континентом и остальным миром, однако на рынке вакансий коммерческих пилотов эта страна не представлена в значительной степени.

Интересные факты

Подавляющее большинство авиакомпаний рассчитывают на 500 часов PIC и 2000-3000 часов общего налета у соискателя. Возраст до 50-64 лет. Чем сложнее самолет, тем старше может быть соискатель (не касается A380). Последний полет в качестве коммерческого летчика должен быть в среднем не далее (!) 24-30 месяцев назад. Средняя продолжительность продлеваемого контракта 2-3 года. Английский язык — 4 уровень, для Европы -5й.

Популярные марки самолетов: B737, B737NG (40%), A320 (30%), остальные — 747, 777, 330-350, ATR, CRJ, SSJ. Всё чаще стали требоваться летчики с EFIS/NG кабиной. Также, часто встречаются вакансии с пометкой » Рассматриваем соискателей с меньшим чем требуется налетом» а также с отсутствующим/просроченным рейтингом. В этом случае, авиакомпания предлагает Вам получить рейтинг с компенсацией за 2000-7500 у.е. (например WIZ Air) с их помощью.

Самая активная в поиске европейская авиакомпания — TUI (B737NG, EMB190)

Самая активная в поиске соискателей из Азии авиакомпания — Korean Air (Все основные типы ВС)

Среди грузовых авиакомпаний вакансии открыты в DHL, британской дочке авиакомпании Air Bridge Cargo — Cargo Logic Air(B747), Silk Way Airlines — Азербайджан (B747, только обладателям паспорта Евросоюза)

Интересно что в последнее время стали часто появляться вакансии со следующим примечанием: **Российское свидетельство ATPL не принимается**, несмотря на членство России в ICAO. Поэтому зачастую наши профессиональные российские летчики задумываются о конвертации своего свидетельства в EASA или FAA, что с радостью признается в Азии. Вот только для многих соотечественников сдача теоретических и практических тестов может встать в копеечку.

Авиакомпании Hainan Airlines срочно требуются пилоты на B737/B767/B777/A330 даже без рейтинга на тип. Предоставляется переучивание, проживание, билеты, страховка и т.п. Стартовая з/п при условии работы месяц/через месяц от $9000. При условии работы 8 выходных подряд — от $16000. Требования для трехлетнего контракта: 500 часов PIC на типе и 3000 налета всего.

Самые низкие входные требования для соискателей можно найти во Вьетнаме: налет в качестве пилотирующего пилота от 500 часов, всего коммерческий налет от 1000 часов.

Типичное объявление от небольшой китайской авиакомпании:

Spring AirlinesПриглашаем вас на работу в быстрорастущую авиакомпанию базирующуюся в коммерческой столице Китая — Шанхае. Привлекательная оплата труда в USD 750 000 за 3-х летний контракт. Хороший менеджмент и высокий уровень безопасности.

Spring Airlines — быстрорастущая китайская авиакомпания имеющая современный флот из самолетов A320, имеющая один из самых молодых авиапарков в мире. Spring Airlines завоевала большое количество наград в области авиационной безопасности от компании Airbus и авиационных властей Китая.

Spring Airlines имеет большую маршрутную сеть в Азии, включая: Япония, Таиланд, Корея, Вьетнам, Гонг-Конг, Тайвань и все крупные города Китая. Наша быстрорастущая авиакомпания недавно открыла дочернее подразделение-авиакомпанию Spring Airlines Japan в Японии!

Состав контракта:

  1. Местные линии, смены (понедельно: работа+отдых): 6+2, 6+3, 4+4
  2. До $18 000 ежемесячно + переработка
  3. Базирование в Шанхае
  4. $10 000 ежегодное покрытие путешествий
  5. $6 000 ежегодный бонус
  6. $12 000 ежегодный бонус за безаварийность
  7. Бесплатные билеты, оплата переработки, страхование и т.п.
  8. Позиции инструктора и контролера также имеются

Требования:

  1. Действующий тип A320
  2. 3000 часов налета и 600 часов в качестве пилотирующего летчика на типе
  3. Крайний полет не позднее 18 месяцев
  4. Медицинский сертификат 1 категории
  5. Английский по ICAO 4 или выше
  6. Безаварийная предыстория полетов
  7. до 54 лет (иногда ставится требования: рост от 165 см)

Источник: jobs.flightglobal.com